Снижение спроса на топливо усиливает опасения по поводу рецессии в США
Продажи дизеля сокращаются, а американские автомобилисты начинают ограничивать расходы
На фоне замедления роста экономики в США тревожные признаки на энергетических рынках усиливают опасения инвесторов по поводу того, что над крупнейшим в мире потребителем топлива нависла рецессия.
Спрос на дизель, ключевой компонент промышленной экономики, резко снизился в последние месяцы по мере спада на рынках грузовых перевозок. И, судя по некоторым признакам, спрос на бензин, возможно, также начинает сокращаться, поскольку автомобилисты стремятся уменьшить расходы. По словам аналитиков, в совокупности все это говорит о том, что замедление роста в ведущей экономике мира вскоре может смениться спадом.
«Если бы вы смотрели на это изнутри и не знали, что происходит в экономике в целом, вы бы сказали, это своего рода промышленная рецессия», — заявил Том Клоза, руководитель глобального подразделения по энергетическому анализу в информационном агентстве Oil Price Information Service (OPIS).
По официальным данным, опубликованным на прошлой неделе, экономический рост в США существенно замедлился в первом квартале, прибавив 1.1% в годовом исчислении. Этот меньше 2.6% в последние три месяца 2022 года и знаменует более сильное падение, чем ожидали экономисты.
Спрос на дизель упал
Источник: The Financial Times
Хотя американские потребители продолжают тратить, несмотря на экономический спад, есть признаки, что они, возможно, начинают затягивать пояса.
Согласно правительственным данным, обработанным S&P Global Commodity Insights, спрос на дистилляты, включая дизель, используемый для грузовиков и поездов, которые перевозят товары по стране, в первом квартале 2023 года оказался примерно на 6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за замедления торговли.
«Проще говоря, мы переживаем рецессию в сфере грузоперевозок», — считает Шелли Симпсон, директор транспортной компании JB Hunt.
Глава UPS Кэрол Томе предположила, что тенденция сохранится, отметив замедление темпов розничной торговли. Она ожидает, что «давление продолжится». В то же время спрос на бензин, который больше связан с потребительскими поездками, пока сохраняется: в первом квартале потребление снизилось на 2% по сравнению с прошлым годом. Но, судя по некоторым признакам, оно начинает сокращаться.
«То, что мы наблюдаем, — это история о неунывающих потребителях, слабеющей промышленности и сокращающихся коммерческих инвестициях, где спрос на дизельное топливо падает, а спрос на бензин остается неизменным, — отметил Рори Джонстон, руководитель службы маркетинговых исследований Commodity Context. — [Но] если предпринимательский сектор продолжит сокращаться, это в итоге неизбежно скажется на потребителях».
Данные о ситуации на заправках говорят, что это, возможно, уже начинает происходить по мере того, как американские автомобилисты более осознанно подходят к расходам.
По данным агентства Opis, которое отслеживает активность на 40000 заправках по всей стране, объемы продаж бензина за неделю до 22 апреля снизились примерно на 3% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, на 6% по сравнению с аналогичной неделей два года назад и на 20% по сравнению с аналогичной неделей в 2019 году, до начала пандемии.
Высокий спрос на бензин компенсирует падение спроса на дизельное топливо
Источник: The Finnacial Times
И это несмотря на падение цен, которые, по данным американской автомобильной ассоциации AAA, в среднем составляют $3.62 за галлон по сравнению с $4.16 за галлон год назад, когда из-за начала конфликта на Украине они к лету подскочили до рекордного уровня выше $5.
«Мы не видим, чтобы потребители ездили на машинах, — заявил Клоза. — Я думаю, потребители не обязаны ездить больше только потому, что цены ниже, чем в прошлом году».
Летний автомобильный сезон, который длится с мая по август, поднимет спрос, но есть признаки, что в этом году рост может быть более умеренным, чем обычно.
«Здесь действительно много проблем. Я думаю, инвесторам на самом деле трудно спрогнозировать спрос на бензин и туристический сезон, — считает Майкл Тран, управляющий директор по глобальной энергетической стратегии RBC Capital Markets. — [Но] опережающие показатели будущего трафика говорят о том, что путешествия будут скромнее, чем люди думают, потому что потребители тратят меньше, чем люди думают».
Трекер RBC Get Out and Travel предполагает, что показатели будущих поездок, включая бронирование гостиниц, аренду автомобилей и железнодорожный транспорт, в феврале и марте сместились на отрицательную территорию, свидетельствуя о том, что американцы планируют сократить расходы на поездки этим летом и расходовать меньше бензина.
Тем не менее, несмотря на некоторые признаки замедления, нефтеперерабатывающие заводы сохраняют оптимизм. Крупнейший в мире независимый НПЗ Valero отмел опасения по поводу слабости рынка во время недавней конференции, посвященной финансовой деятельности компании.
Многие аналитики по-прежнему уверены, что автомобилисты продолжат потреблять достаточно бензина, чтобы компенсировать спад на рынке дизеля.
«В балансе достаточно позитивных моментов, чтобы не создавать общей проблемы, — заявил Алан Страт, руководитель отдела макроэкономики и спроса на нефть в S&P Global Commodity Insights. — Нет ничего конкретного, что говорило бы о том, что нам следует пересмотреть прогнозы или готовиться к рецессии. Конечно, все может поменяться».
Однако, по мнению аналитиков, дальнейшие потрясения в банковском секторе могут стать катализатором более масштабного обвала на энергетических рынках, что приведет к сокращению потребительских расходов. На прошлой неделе мировые цены на нефть нивелировали рост, наблюдавшийся после того, как ОПЕК неожиданно объявила о сокращении поставок в начале апреля, поскольку опасения по поводу будущего калифорнийского банка First Republic всколыхнули рынки.
«Я думаю, впереди еще по крайней мере пара месяцев такой промышленной и инвестиционной слабости, — отметил Рори Джонстон из Commodity Context. — Если только потребительский спрос не начнет падать, и в этом случае, я думаю, мы пойдем дальше вниз по спирали. На мой взгляд, это единственное, что действительно сейчас поддерживает это».
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times