Топ-3 сырьевых товара с доходностью выше, чем у биткоина и золота вместе взятых
Чем запомнился 2021 год трейдерам на рынке сырьевых товаров и какие активы подорожали сильнее всего
В 2020 и 2021 году масштабные пакеты монетарных и фискальных стимулов, внедренные правительствами по всему миру, способствовали восстановлению экономики после сильнейшего обвала в марте. Когда заводы стали снова работать, а потребители накопили сбережения, так называемая торговля на рефляции привела к масштабному росту цен на сырьевые товары. Фактически, Уолл-стрит даже предсказала, что бычий рынок сырьевых товаров мог бы соперничать с резкими скачками цен на нефть 1970-х годов или китайским бумом в 2000-х.
Эксперты рынка, включая Goldman Sachs, считают, что сырьевой бум сопоставим с последним «суперциклом» в начале 2000-х годов, который привел к росту развивающихся экономик БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Эти ожидания подпитывает тот факт, что динамика цен на большинство сырьевых товаров исторически является как сезонной, так и циклической. Глядя на 10-летние графики ведущих сырьевых товаров, можно увидеть четкую закономерность возврата к среднему значению, когда цены начинают повышаться или падать, чтобы достичь среднего или нормального значения.
И пока Уолл-стрит, похоже, не ошибается в оценках, а проблемы в цепочке поставок способствуют ралли на сырьевых рынках и еще больше толкают вверх цены на сырьевые товары.
Сырьевые товары стали одним из самых нестабильных классов активов в прошлом году, когда сбои в цепочках поставок и усиливающаяся инфляция привели к резкому скачку цен. Рост цен на сырьевые товары, особенно энергоносители, в равной мере отражает повышение спроса и дефицит предложения.
2020 год запомнится не только тем, что мир столкнулся с пандемией впервые за более чем столетие, но и тем, что цены на нефть впервые стали отрицательными.
На фоне постепенного восстановления мировой экономики в 2021 году спрос на нефть резко увеличился, что привело к росту цен до многолетних максимумов. Большую часть этого ралли можно объяснить беспрецедентным уровнем самоконтроля внутри крупнейшего в мире нефтяного картеля:
«Есть картель, который обычно так же дисциплинирован, как и любитель выпить Чарли Шин, но в течение последнего года они были дисциплинированы, как олимпийские гимнасты», — с юмором отметил в интервью CNBC Том Клоза, президент аналитического сервиса Oil Price Information Service.
ОПЕК славится постоянными ценовыми войнами и борьбой за долю рынка, но болезненные уроки резкого обвала цен на нефть, похоже, вразумили ее участников.
Нефть стала одним из крупнейших игроков в сырьевом секторе в 2021 году, но не лучшим: лидером оказался литий — металл, лежащий в основе зеленой революции. Нефть добилась впечатляющих результатов, прибавив за год 57.8%. Однако это позволило ей занять только десятое место среди наиболее эффективных сырьевых товаров, подчеркивая, насколько сильны бычьи настроения в сырьевом секторе.
Ниже перечислены сырьевые товары, показавшие лучшие результаты в 2021 году.
Литий
- Изменение за 52 недели (2021): 477%
- Цена (31 декабря): $42256 за тонну
Переход от транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания на электромобили стал ключевым моментом глобальной кампании по электрификации. В 2020 году мировые продажи электромобилей выросли на 39% в годовом выражении до 3.1 млн единиц, что является впечатляющим достижением на фоне серьезного кризиса в области здравоохранения. Однако по данным Bloomberg New Energy Finance (BNEF), 2021 год стал «еще одним рекордным годом для продаж электромобилей во всем мире», при этом, по оценкам, продано 5.6 млн электромобилей, что означает прирост на 83% в годовом выражении и увеличение продаж по сравнению с 2019 годом на 168%.
Это веская причина для бычьих настроений в отношении одного из самых важных товаров, входящих в состав электромобилей: лития.
В прошлом году, информационный сервис Mining.com запустил индекс EV Battery Metals Index, который отслеживает стоимость лития, кобальта, никеля и других металлов для аккумуляторов, которые поступают в мировую индустрию электромобилей в любой заданный момент времени. Индекс объединяет два основных набора данных: цены на добытые полезные ископаемые в точке входа в глобальную цепочку поставок аккумуляторных батарей, а также взвешенное по объему продаж количество сырья для электрических и гибридных аккумуляторов, используемых в легковых автомобилях, продаваемых по всему миру.
Этот индекс увеличился в четыре раза с мая 2020 года, свидетельствуя о том, что в этом году отрасль развивается с головокружительной скоростью, даже несмотря на такие проблемы, как продолжающаяся пандемия, ограничения в цепочке поставок и рост цен на сырье.
В 2009 году, примерно в то же время, когда на дорогах появились первые родстеры Tesla, в аккумуляторах электрических и гибридных автомобилей, продаваемых по всему миру, содержалась всего 31 тонна лития общей стоимостью $182000. Сейчас же отрасль выросла в 3330 раз, достигнув $609 млн. Только за последние пять лет годовая стоимость лития в электромобилях увеличилась более чем на 1000%.
Средняя стоимость лития в расчете на одно транспортное средство выросла в 2021 году на 20% в годовом выражении, в то время как общее количество использованных материалов увеличилось на 196% по сравнению с прошлым годом. При этом карбонат лития составляет примерно половину от общего объема по сравнению с гидроксидом лития, причем последний используется при производстве аккумуляторов с высоким содержанием никеля. Цены на карбонат лития выросли на 91.4% с начала года до $13,769.20 за тонну, что значительно больше по сравнению с 2020 годом, когда цены в течение нескольких месяцев были ниже $7000 за тонну.
Несмотря на впечатляющий рост, бычий тренд может сохраняться на рынке лития в течение многих лет.
Дефицит поставок
В прошлом году второй по величине производитель лития в Чили Albemarle Corp. (NYSE: ALB), предупредил, что через несколько лет мировые поставки лития сильно сократятся, если цены по-прежнему не будут отражать затраты на финансирование масштабного расширения объемов на фоне бума электромобилей. В частности, ALB отметил разрыв между производителями электромобилей, охотящимися за скидками, и поставщиками лития, которые не могут удовлетворить растущий спрос по стабильно низким ценам.
Но, возможно, Эрик Норрис, производственный директор литиевого подразделения Albemarle, поспешил: с тех пор цены на карбонат лития выросли почти вдвое.
Несмотря на то, что цены на карбонат лития удвоились по сравнению с минимумами, другой гигант отрасли придерживается такого же мнения.
Jiangxi Ganfeng Lithium, крупнейшая в мире компания по добыче лития с рыночной капитализацией в $19 млрд, заявляет, что цены на литий продолжат расти, поскольку производители лития прилагают все усилия, чтобы удовлетворить массовый спрос на электромобили. Китайская компания имеет хорошую репутацию, ведь среди ее клиентов ведущие производители электромобилей, такие как Tesla Inc. (NASDAQ: TSLA) и BMW (OTCPK:BMWYY).
Согласно Bloomberg, Ganfeng Lithium занимается приобретениями, поскольку ожидает продолжительного литиевого бума благодаря глобальному сокращению поставок.
Еще один повод для оптимизма: цены на медь, никель, кобальт и литий могут достичь исторических максимумов в течение беспрецедентного, устойчивого периода в рамках сценария с нулевыми выбросами, при этом общая стоимость производства вырастет более чем в четыре раза с 2021 по 2040 год и даже сможет сравниться с общей стоимостью добычи нефти.
По мнению аналитиков Eurasia Review, в сценарии с нулевыми выбросами повышенный спрос на металлы может увеличить стоимость производства металлов более чем в четыре раза: на общую сумму $13 трлн, накопленную в последующие два десятилетия только для этих четырех металлов. Это сопоставимо с расчетной стоимостью добычи нефти в сценарии с нулевыми выбросами за тот же период, что повысит значимость четырех данных металлов для инфляции, торговли и производства и принесет крупную непредвиденную прибыль производителям сырьевых товаров.
Этанол
- Изменение за 52 недели (2021): 125%
- Цена (30 декабря): $3 за галлон
Согласно отчету, опубликованному исследовательской фирмой IndexBox, этанол резко подорожал в США в 2021 году. По данным Министерства сельского хозяйства США, средняя стоимость этанола выросла с $1.4 за галлон в январе до $3.2 за галлон в ноябре 2021 года, при этом максимальный прирост был зафиксирован в ноябре, когда цены на спирт выросли более чем на 30%. Этанол оказался на подъеме из-за высокого спроса на биотопливо, поскольку на дорогах становится все больше машин, и повышается внимание к экологическим проблемам.
Производство топливного этанола в США восстановилось после спада в 2020 году: за первые восемь месяцев 2021 года было произведено 3.9 млн баррелей этилового спирта по сравнению с 3.7 млн баррелей и 4.0 млн баррелей за аналогичные периоды в 2020 и 2019 годах соответственно.
Несмотря на рост спроса и повышение цен в 2021 году, последний завод по производству синтетического этанола в США Tuscola Plant, принадлежащий нефтехимическому гиганту LyondellBasell (NYSE: LYB), объявил о закрытии в конце 2021 года из-за роста затрат на энергию и производство, что осложняет конкуренцию синтетического этанола с биоэтанолом. В то же время цены на кукурузу, которая используется для производства спирта, снизились: средняя стоимость кукурузы в Восточном кукурузном поясе упала с $7.60 за бушель в мае до $5.60 в ноябре, что обеспечило преимущество заводам по производству биоэтанола. Цены на топливный этанол постоянно снижались в течение последнего десятилетия.
По прогнозам отраслевых экспертов, государственная политика будет по-прежнему направлена на развитие рынка биоэтанола. Министерство сельского хозяйства США (USDA) объявило, что инвестирует $26 млн в создание инфраструктуры биотоплива в 23 штатах в рамках программы Higher Blends. Субсидии помогут заменить топливные насосы и резервуары старого образца на смешанные насосы и резервуары, подходящие для топлива E15 и E85, а также биодизеля. Министерство сельского хозяйства США прогнозирует, что эти гранты помогут увеличить потенциальные продажи биотоплива на 822 млн галлонов в год. На данный момент Министерство сельского хозяйства США инвестировало $66.4 млн в проекты, которые, по прогнозам, позволят увеличить продажи биотоплива на $1.2 млрд галлонов в год.
Уголь
- Изменение за 52 недели (2021): 111%
- Цена (30 декабря): $170.10 за тонну
Острый дефицит природного газа, снижение выработки энергии ветра, перебои в работе АЭС и холодная погода привели к тому, что Европу и остальной мир охватил один из сильнейших энергетических кризисов за всю историю наблюдений. Это обернулось выгодой для «более экологичных» ископаемых видов топлива, таких как природный и сжиженный газ, а также для опального угольного сектора.
В течение многих лет цены на уголь падали, поскольку энергетические компании продолжали закрывать угольные электростанции, отдавая предпочтение природному газу. В 2020 году Управление энергетической информации США сообщило о закрытии 121 угольной электростанции или их замене природным газом, в результате чего из эксплуатации было выведено почти 80 ГВт угольных мощностей, при этом многие установки были перепрофилированы на сжигание природного газа. Однако резкий скачок цен на природный газ и огромный дефицит в 2021 году склонили чашу весов в пользу угля, что привело к резкому увеличению спроса. Действительно, по данным EIA, производство электроэнергии на угле увеличивается впервые с 2014 года, прибавив 22% по сравнению с 2020 годом. В результате выбросы углекислого газа в энергетическом секторе, по оценкам, увеличились на 7%.
В итоге цены на уголь в США подскочили до самого высокого уровня с 2009 года, поскольку шахтеры пытаются поспеть за растущим спросом на ископаемое топливо.
Часть американских шахтеров по-прежнему оптимистично смотрит на перспективы добычи угля в 2022 году, причем у некоторых уже есть контракты на продажу почти всей ожидаемой продукции. Другие менее оптимистичны: Jeffires позитивно смотрит на добычу металлов, но придерживается более осторожного подхода к железной руде и углю.
«Мы придерживаемся бычьего прогноза в отношении добычи полезных ископаемых в 2022 году, исходя из фундаментальных факторов и оценок, — заявили в Jeffires. — Мы наиболее оптимистичны в отношении недрагоценных металлов, особенно меди и алюминия, при этом мы с осторожностью подходим к железной руде и углю».
Цены на большинство недрагоценных металлов остаются высокими, и эксперты прогнозируют дальнейший рост в следующем году.
Подготовлено по материалам OilPrice