В Китае растет спрос на нефть, но у саудитов слишком дорого
Рынок считает неожиданное повышение Саудовской Аравией цен на мартовские поставки нефти бычьим сигналом, который свидетельствует о росте спроса в Китае, поскольку крупнейший в мире импортер возобновляет работу и стимулирует экономику
Действительно, появляется все больше признаков оживления спроса на топливо в Китае: резко увеличиваются пассажирские рейсы и дорожное движение. Кроме того, огромный нефтеперерабатывающий сектор страны увеличивает темпы переработки.
Вполне возможно, что Китай нарастит импорт нефти в ближайшие месяцы, но для Saudi Aramco (2222.SE) и более широкого сообщества нефтетрейдеров вопрос в том, будут ли страна покупать относительно дорогую саудовскую нефть или китайские НПЗ найдут более дешевые альтернативы.
Нефть
Государственный производитель нефти Aramco повысил официальную отпускную цену на флагманскую смесь Arab Light для азиатских потребителей на март на 20 центов за баррель, после чего премия по сравнению с региональными эталонами Oman/Dubai составила $2.00.
Такое повышение идет вразрез с ожиданиями нефтеперерабатывающих заводов относительно снижения цен на нефть для мартовских поставок на 30 центов за баррель, учитывая признаки того, что фактически физический спрос в Китае отстает от оптимистичных прогнозов.
Если рост физического спроса в Китае действительно ускорится с марта, то окажется, что Aramco поступила правильно, повысив отпускные цены.
Но при этом также растет вероятность того, что саудовская нефть станет менее востребованной не только среди китайских нефтепереработчиков, но и в остальной части Азии, на которую приходится около двух третей экспорта королевства.
Саудовская нефть продается в рамках долгосрочных контрактов, которые обычно допускают изменение объемов, которые запрашивают нефтепереработчики или предлагает Aramco.
Благодаря этому Саудовская Аравия может ограничивать экспорт, если ей нужно повысить мировые цены, а нефтепереработчики могут забирать меньше нефти, если спрос на продукты нефтепереработки падает, или если маржа делает переработку нефти нерентабельной.
Если предположить, что оптимистичный прогноз по Китаю оправдан, и НПЗ хотят увеличить поставки в апреле и мае, когда мартовские грузы из Саудовской Аравии прибудут в китайские порты, то повышение отпускной цены на грузы с отправкой в марте гарантирует Aramco, что ее нефть будет относительно дороже других сортов.
Это подтолкнет китайских переработчиков максимально увеличить объемы закупок у других производителей, предлагающих спотовые грузы. Среди них западноафриканские производители, такие как Ангола и Нигерия, а также Соединенные Штаты и Бразилия, но самое главное — Россия.
Китай уже закупает у России большие объемы, причем они выросли настолько, что за несколько последних месяцев Россия потеснила Саудовскую Аравию в качестве главного поставщика в Китай. Это связано с тем, что российская нефть сейчас предлагается с большими скидками, поскольку европейские и другие покупатели, такие как Япония, прекращают импорт в рамках антироссийских санкций.
По данным Refinitiv Oil Research, в январе Китай импортировал из России 2.03 млн баррелей в сутки по сравнению с 1.52 млн баррелей в сутки в декабре. В результате Россия стала крупнейшим поставщиком в Китай, обогнав Саудовскую Аравию, так как импорт из королевства в январе составил 1.77 млн баррелей в сутки.
Вполне вероятно, что, если китайские НПЗ увеличат импорт, то они в первую очередь будут покупать российскую нефть, как и НПЗ из Индии, второго по величине импортера нефти в Азии.
Мазут
Еще фактор, который необходимо учитывать, связан с тем, что независимые китайские НПЗ могут перейти на импорт мазута вместо нефти, особенно после того, как Европейский союз ввел запрет на российские нефтепродукты с 5 февраля.
Хотя Китай является чистым экспортером очищенного топлива, некоторые НПЗ могут перерабатывать мазут в более дорогостоящие продукты, такие как дизель и бензин. Уже сейчас поставки российского мазута в Китай резко увеличились: по данным Kpler, в январе Китай импортировал из России 3.89 млн баррелей, что стало рекордом.
Ожидается, что этот показатель будет превышен в этом месяце, поскольку, согласно Kpler, морские поставки российского мазута в Китай составят 6.75 млн баррелей. Судя по всему, Китай уже покупает больше российской нефти и мазута.
Тогда возникает вопрос: если спрос в Китае превысит объемы поставок из России, где он будет покупать недостающее сырье? Сейчас американская нефть стоит дешевле, чем ближневосточные сорта, которые обычно следуют за изменениями на нефтяных рынках Саудовской Аравии.
Уже появились признаки повышения интереса Китая к американской нефти: Kpler оценивает мартовские поставки в 23.61 млн баррелей по сравнению с 6.76 млн в феврале и 8.65 млн в январе. По прогнозам Kpler, импорт Китая из Бразилии в марте составит 24.1 млн баррелей по сравнению с 21.06 млн в феврале, что будет самым высоким показателем за два года.
В целом, даже если Aramco ожидает значительного роста спроса на нефть в Китае, результаты должны быть просто фантастическими, если она также рассчитывает продавать больше нефти по более высокой цене.
Reuters