Цены на алюминий близки к пику на фоне перебоев в поставках
Ключевые промышленные металлы также дорожают из-за высокого спроса и напряженной ситуации вокруг Украины
Ограниченное предложение, высокий спрос и эскалация напряженности на Украине подтолкнули алюминий к самому высокому уровню со времен мирового финансового кризиса, что еще больше усилило инфляционное давление.
Легкий металл, используемый при производстве различных товаров, от электромобилей до пивных банок, во вторник вырос на 3.3%, достигнув 13-летнего максимума в $3236 за тонну, а затем снизился до $3187. Алюминий и другие важные сырьевые товары, включая нефть, газ и никель, растут с самого начала года. Предложение не успевает за спросом по мере того, как мир выходит из пандемии.
В результате некоторые ключевые промышленные товары оказались в состоянии бэквордации — структура рынка, которая говорит о том, что трейдеры и потребители готовы платить большие премии за немедленную поставку товаров.
С начала года алюминий подорожал на Лондонской бирже металлов на 13% и приближается к рекордному уровню в $3380 за тонну, установленному в 2008 году. Такой скачок также способствовал росту акций Rio Tinto, которые во вторник достигли шестимесячного максимума. Англо-австралийская горнодобывающая компания является одним из крупнейших в мире производителей металла.
По мнению Goldman Sachs, энергетический кризис в Европе и ограничения на потребление электроэнергии в Китае в сочетании с высоким спросом на фоне роста продаж электромобилей могут привести к «истощению запасов» на рынке алюминия объемом 66 млн тонн в год к 2023 году.
«Мы считаем, что в этом году рынки алюминия ждет резкий рост цен», — заявил аналитик Goldman Николас Сноудон, отметив и так уже низкий уровень запасов — всего 1.5 млн тонн на официальных складах — и нехватку поставок в Китае и остальном мире.
Поставки снова оказались в центре внимания трейдеров на этой неделе. В понедельник словацкий алюминиевый завод Slovalco, контрольный пакет акций которого принадлежит Norsk Hydro, объявил, что сократит производство примерно до 60% из-за высоких цен на энергоносители и углерод.
Сокращение мощностей
Алюминий часто называют твердым электричеством из-за большого количества энергии, которая требуется, чтобы превратить основной компонент, оксид алюминия, в очищенный металл. Сейчас потери мощностей на плавильных заводах в Европе превышают 800000 тонн, тогда как в Китае в прошлом году было приостановлено производство почти 3 млн тонн из-за ограничений мощности и жесткого контроля за энергопотреблением.
Мощности могут еще больше сократиться после того, как местные власти в одном из важнейших производственных регионов Китая ввели строгие меры изоляции из-за вспышки Covid-19.
Район Гуанси, граничащий с Вьетнамом, является третьим по величине производителем алюминия в Китае: большая часть его плавильных мощностей находится в городе Байсэ, куда запрещены поездки.
«В провинциях Шаньси, Шаньдун и Хэнань продолжает действовать политика в области охраны окружающей среды в связи с проведением зимних Олимпийских игр, и с учетом сохраняющейся напряженности на европейском континенте, похоже, что алюминий останется на высоком уровне в краткосрочной перспективе на фоне хороших фундаментальных показателей», — считают трейдеры Marex Spectron.
Санкционное давление
Кризис на Украине вызвал опасения, что США и их союзники могут ввести санкции против России и некоторых важных отраслей и компаний страны. На долю России приходится около 13% мирового производства первичного алюминия за пределами Китая. В случае введения подобных мер цены резко вырастут, учитывая низкий уровень запасов.
Аналитики считают, что это маловероятно, хотя усиливающаяся напряженность вокруг Украины может привести к росту цен на газ и закрытию других металлургических заводов.
Введение американских санкций против Русала, крупнейшего производителя алюминия за пределами Китая, в 2018 году, а также внесение финансовыми институтами компании в черный список привели к хаосу на рынках металлов и существенным сбоям в цепочках поставок.
Это особенно затронуло Европу, где металлургические заводы, производящие металл для таких автопроизводителей, как BMW, и Airbus, производитель реактивного самолета A380 сверхбольшой вместимости, столкнулись с трудностями с получением сырья из-за прекращения поставок на глиноземный комбинат Русала Aughinish Alumina.
«Учитывая значительные издержки для перерабатывающих отраслей на развитом рынке и последующее лобби для изменения политики, маловероятно, что западные правительства будут придерживаться аналогичного подхода в данном случае», — добавил Сноудон.
По материалам издания The Financial Times