Венчурные проектыЭксперты инвестиций

Инвестиции в кинобизнес. От чего и от кого зависит успех фильма?

Альтернативные инвестиции. Инвестиции в кино

Как мы помним, в кино у нас как и в футболе разбираются все. 

Но когда спрашиваешь, что является самым главным в успехе картины, ответы разнятся — профессионалы скажут, что это — сценарий, любители — что это любимый актер, кто — то вспомнит про продюсера, а кто — то уверен, что главное — это режиссер. 

Предлагаю вам 6 важнейших  пунктов в кинобизнесе , которые имеют прямое  отношение к любому фильму: 

  1. Сценарий 
  2. Режиссер 
  3. Продюсер 
  4. Звёзды 
  5. Дистрибьютор 
  6. Бюджет 

А теперь пройдемся по каждому.

Сценарий 

В профессиональной среде бытует мнение, что священным Граалем в создании кино является сценарий. И это 70% успеха! И если сценарий у вас не шедевр, то шансов нет и не предвидится. 

В связи с этим возникает вопрос — если это так, то почему в половине фильмов, которые мы смотрим, сценарий, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А мы пытаемся смотреть все таки самое актуальное  из того, что предлагает нам Голливуд и российские продюсеры. (фанаты артхауса — молчать!) 

Можем ли мы считать, к примеру, великолепными сценариями следующие чрезвычайно успешные  экранизации: фильм «Холоп», собравший в прокате  более 3!!! миллиардов  рублей  или  «Люси» со Скарлет Йоханссон с мировыми  сборами 458 млн.долларов при бюджете 40? 

Классный концепт — да, отличное исполнение — конечно, качественное продвижение — безусловно! 

Но все таки, не гениальный сценарий.

Скорее, сейчас рулит так называемый  «High  concept»  — супер идея, которая интригует и сразу вызывает у слушателя яркую привлекательную картинку. Иными словами, high concept — это потенциальный хит на уровне короткой идеи. 

Примеры? 

Пожалуйста!

Тот же «Холоп» хотят экранизировать уже в нескольких странах, потому что хотя идея перевоспитания балбеса путем его погружения в незнакомую ему среду не нова, но создана так классно и современно, что уже на этапе концепции было очевидно, что будет успех. 

Или итальянский фильм «Идеальные незнакомцы», права на который купили и экранизировали в десятках стран мира — такой современный и заметим, очень дешёвый в производстве концепт заходит любому жителю мира, у которого есть мобильный телефон. 

Добавим сюда «Джона Уика» — сколько уже мы видели фильмов про киллера, который завязал и вынужден вернуться, но концепция фильма, вся эта мифология с орденом киллеров, шикарным отелем для убийц и классной стилистикой, помноженной на ураганный экшн исключительного уровня — все это привело в кинотеатры десятки миллионов зрителей и помогло Киану Ривзу перезапустить актерскую карьеру. 

Режиссер 

Очень важный элемент в нашем ребусе. На мой взгляд, даже более важный ,чем сценарий. Есть поговорка, что хороший режиссер может вытащить даже безнадежный сценарий, а плохой легко  загубит даже идеальный. При этом, в кино существует много жанров и как, правило, даже очень хороший режиссер может хорошо снимать в одном-двух из них. Примеров, когда великий режиссер, умеющий снимать драму, облажался при съёмке комедии или экшна — не перечесть. 

В режиссере должно сочетаться 2 взаимоисключающих качества — уникальная творческая мысль и выдающиеся организационные способности, ведь по сути, режиссер — это художник и менеджер одновременно. 

Выдать полет творческой мысли и при этом вписаться в график и бюджет — уравнение с которым справляются очень немногие режиссеры. 

Поэтому найти «своего» режиссера, с которым можно выдерживать в правильном балансе эти 2 задачи — мечта любого продюсера. 

Продюсер 

В Советском Союзе продюсер был один — государство! Также как и дистрибьютор и инвестор. 

Но даже тогда были люди, которые выполняли продюсерские функции и эти люди были на вес золота. 

А сейчас в мире лютого капитала, значение продюсера невозможно переоценить.

Продюсер должен уметь все — быстро читать сценарии (хотя обычно читают первые 2 страницы), уметь грамотно подбирать людей, уметь разговаривать с чиновниками, инвесторами, творцами и рабочими площадки, уметь вдохновить режиссера, который с творческом поиске, взбодрить  актера, который в творческом запое и пожалеть  инвестора, который вложился в биткоин, а тот вчера  рухнул на 22%. 

Именно продюсер ведёт проект от начала и до конца через все стадии и отвечает за результат. 

В двух словах по основным  задачам продюсера: 

  1. Найти, вычислить или придумать  идею фильма, который будет актуален при экранизации и выходе в прокат через 3 года. 
  2. Найти средства на оплату работы сценариста либо вложить свои. (В профессиональном сообществе не приветствуется вложение собственных средств) 
  3. Найти сценариста, который по этой идее напишет сценарий, который будет актуален при выходе на экраны через 2 года . 
  4. Привлечь ещё средства и найти  сценариста, который качественно перепишет сценарий, написанный  предыдущим сценаристом  и который уже слегка/ очень сильно устарел, потому что мир и кинобизнес немного/ радикально  изменились. 
  5. Найти режиссера и убедить его поверить в этот замечательный  сценарий и подписаться на проект. 
  6. Договориться с другим режиссером, который будет снимать фильм, когда на него будет найдено финансирование , потому что предыдущий ушел снимать сериал, потому что там платят здесь и сейчас. 
  7. Вместе с режиссером найти звезду — исполнителя главной роли. Потому что фильм в первую очередь продают звёздные актерские имена. 
  8. Взять сценарий, а также  режиссера и звезду  на встречи с дистрибьютором (sales agent), который будет продавать ваш фильм и убедить его в том, что фильм захотят увидеть зрители. Нужно будет постараться, совсем не обязательно, что ваш шедевр также сразу зайдет и прагматичному дистрибьютору, который привык работать с цифрами.  И конечно, нужно  заключить соглашение о сотрудничестве. Встреч будет ни одна и не две, но люди всегда попадаются интересные. 
  9. Создав  Package фильма (сценарий, договоренность  с режиссером, договоренность  с актером/актерами — исполнителями главных ролей, соглашение с дистрибьютором) можно начинать самый  интересный челлендж — привлечение финансирования! 

А вот об этом и дальнейших шагах по продюсирование фильма, мы расскажем в следующей статье.

Не переключайтесь! 

Первая статья на тему инвестиций в кинобизнес: Инвестиции в киноиндустрию — хайп или бизнес?

Продолжение темы в материале: От чего и от кого зависит успех фильма: Продолжение.

Автор: Александр Изотов — кинопродюсер, эксперт по инвестициям в кинобизнес, президент кинокомпании Царь Pictures

Для консультации по инвестициям в кинобизнес, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.

Канал Про Инвестиции — Новости инвестиций и бизнеса в Telegram

Кнопка «Наверх»