Литий подешевел на 30% из-за падения спроса на электромобили
«Белое золото» для чистой энергии по-прежнему в восемь дороже, чем год назад
В последние три месяца цены на литий в Китае упали почти на треть: ослабление спроса на крупнейшем в мире рынке электромобилей положило конец двухлетнему ралли ключевого компонента для аккумуляторных батарей. По данным ценового агентства Fastmarkets, литий подешевел на 29% до 425000 юаней ($61795) за тонну по сравнению с ноябрьскими максимумами, что связано с опасениями по поводу устойчивого спроса на электромобили в крупнейшей экономике Азии.
«В Китае наблюдается неуклонный спад, — отметил Джордан Робертс, аналитик по литию в Fastmarkets. — Рынок ждет последствий сокращения субсидий для автомобилей на новых источниках энергии и обеспокоен низким уровнем доверия домохозяйств из-за кризиса в сфере недвижимости в стране».
Цены на литий подскочили с середины 2021 года, поскольку стремительный рост продаж электромобилей усилил конкуренцию среди автопроизводителей и производителей аккумуляторов за металл, который называют «белым золотом» из-за его значения для чистой энергии. Однако ослабление спроса в Китае породило сомнения по поводу возможного дефицита на рынке лития в этом году, что привело к снижению цен в других странах, а также к падению акций производителей лития.
Несмотря на это, цены на литий в Китае по-прежнему в восемь раз выше, чем год назад, и они должны сильно упасть, чтобы приблизиться к себестоимости добычи даже на самых дорогих рудниках.
Спад в автомобильной отрасли
Медвежьи настроения усилились после того, как местные СМИ и Reuters сообщили на прошлой неделе, что китайская компания CATL, крупнейший в мире производитель аккумуляторов, подписала контракты на поставку аккумуляторов с китайскими производителями электромобилей по более низким ценам.
По некоторым данным, компании удалось добиться от поставщиков снижения цен на литий — около 200000 юаней, а также получить от клиентов обязательства покупать у нее 80% требующихся им аккумуляторов в попытке увеличить долю рынка.
BTR, поставщик материалов для аккумуляторов CATL, который предположительно снизил цены на ключевые материалы по просьбе лидера отрасли, отказался от комментариев. Падение цен на литий и медвежьи отчеты CATL в. пятницу обвалили акции крупных производителей и переработчиков лития, таких как американская Albemarle и чилийская SQM, почти на 10%. В понедельник акции обеих компаний подешевели еще на 3.5%.
Электромобили продемонстрировали слабое начало года в Китае, хотя в этом году китайский Новый год пришелся на январь, когда продажи обычно падают. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, производство новых автомобилей на новых источниках энергии, включая полностью электрические автомобили и гибриды, сократилось в январе на 6.3% до 408000 шт. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Учитывая также снижение продаж электромобилей в Германии и Норвегии после сокращения субсидий, Абхишек Мурали, аналитик по электромобилям консалтинговой компании Rystad, заявил, что «в автомобильной промышленности существует некий консенсус по поводу того, что в этом году может не наблюдаться такой же быстрый рост, как в 2021 и 2022 годах».
Повод для оптимизма
Однако, по данным Fastmarkets, цены на литий, поставляемый в США и Европу, упали не так сильно, всего на 10% до $70500 за тонну за тот же период. Матиас Мидрайх, директор Umicore, бельгийского производителя материалов для аккумуляторов и крупного покупателя лития, отметил, что китайский рынок в целом всегда стоял особняком от остального мира.
«Я не верю в структурные причины падения цен на литий в Китае. Я считаю, что китайский рынок лития всегда был несколько отделен от остального мира», — заявил он, добавив, что цены на литий на Западе и в Китае продолжат отклоняться друг от друга на фоне деглобализации цепочек поставок.
Крупнейший в мире производитель лития Albemarle придерживается оптимистичного прогноза по продажам электромобилей и ценам на литий. На прошлой неделе компания заявила, что спрос на электромобили в Китае в этом году вырастет на 40% по сравнению с прошлым годом, что эквивалентно 3 млн автомобилей.
Кент Мастерс, директор компании, базирующейся в Северной Каролине, отметил в ходе телеконференции, посвященной финансовой деятельности компании, что «мы ожидаем кратковременного снижения спроса на электромобили по мере восстановления Китая, при этом среднесрочный и долгосрочный спрос останется устойчивым».
Scotiabank заявил, что недавняя распродажа акций производителей лития по большому счету не имеет оснований, поскольку новых поставок будет недостаточно, даже если спрос на литий перейдет от «сверхбыстрого роста» к «быстрому росту».
«Хотя в наступающем году существует небольшая вероятность временного падения спотовых цен на литий, мы не знаем, откуда возьмутся поставки после 2024 года для удовлетворения спроса», — говорится в сообщении.