Бизнес по созданию и поставкам программного обеспечения и в целом бизнес, основанный на использовании IT-технологий, разительно отличается от прочих видов бизнеса.
Отличия IT-бизнеса от традиционного
И вот почему:
- При оценке IT-компаний стандартный анализ материальных активов чаще всего не проводится
- Оценка IT-бизнеса обычно проводится в интересах покупателей, преследующих стратегические цели, поэтому самые распространённые в других отраслях методы не применяются
- Оценочная стоимость традиционного бизнеса находится в пределах 0,4-0,6 валового дохода, тогда как в IT-компаниях зачастую составляет удвоенную величину их продаж
- При оценке IT-бизнеса не определяется ликвидационная стоимость компании
- Практически не применяется сравнительный подход, поскольку стоимость сходных IT-компаний может различаться в десятки раз
- IT-компании имеют особые, уникальные характеристики, такие как высокая маржа и темпы роста, отличия в структуре стоимости (большая доля нематериальных активов), молодость бизнеса.
В представленной таблице сравниваются основные характеристика компаний традиционного семейного бизнеса и IT-компаний. Обратите внимание, насколько они отличаются друг от друга.
Характеристики | Традиционная семейная компания | IT-компания |
Средний срок существования | 15+ лет | 8 лет |
Средний возраст руководителей | 50+ лет | 30 лет |
Причина продажи | Отсутствие преемника Уход на пенсию Получение денег от продажи | Получение денег от продажи. Временной фактор |
Факторы стоимости | Материальные активы | Нематериальные активы |
Маржинальность | Низкая | Высокая |
Продажи | На региональном уровне | В национальном/ международном масштабе |
Изменения | Медленные | Стремительные |
Конкуренция | Хорошо известная, имеющая прочные позиции на рынке | Разнообразные компании различного размера |
Темпы роста | Минимальный | Стремительный |
Способ кредитования | Банковская кредитная линия | Кредитные карты и краткосрочные кредиты |
Опыт в сфере управления | Большой | Минимальный |
Поток доходов | Постоянный, устойчивый | Неравномерный, зачастую единовременный |
Одно из важных преимуществ IT-компаний в том, что копия продукта может быть предоставлена заказчику через интернет практически без издержек, а заказчик заплатит за это сотни, а то и тысячи долларов. Нарастающим потоком практически вся выручка становится прибылью.
Вряд ли найдётся множество других компаний, имеющих убытки и отрицательную стоимость чистых активов, но продающих на миллионы. Поэтому сравнительных поход здесь неприменим.
Методы оценки IT-бизнеса
Какие же инструменты возможно использовать?
В этом случае можно использовать:
- Мультипликатор объёмов продаж. Существует эмпирическое правило, которое гласит, что стоимость IT-компании равна выручке за последние 12 месяцев, умноженной примерно на мультипликатор от 1,5 до 2,2.
- Коэффициент P/E (цена/доходы). Стоимость частных компаний обычно составляет сумму, которая в 10-20 раз превышает объём их доходов за последние 12 месяцев. Если компания переживает период быстрого роста, т лучше всего использовать показатель годовых доходов на основе прогноза его объёмов, как минимум до конца следующего финансового года. Если вы сравниваете компанию с сопоставимыми компаниями открытого типа, то необходимо применять скидку за ликвидность (от 25% и выше).
- Свободный денежный поток. Свободный денежный поток = сумма свободных денежных средств, которой располагает IT-компания для погашения долга, умноженная на заданный мультипликатор. В этом уравнении свободные денежные средства – практически EBITDA, а мультипликатор находится в интервале от 3 до 8.
- Стоимость замещения. Стоимость замещения = Х человеко-лет (например, 30), умноженные на величину годовых издержек (например, 15 млн. руб.). Этот метод является зачастую наилучшим для оценки IT-компаний, пока не имеющих продаж. Он также даёт хорошие результаты для компаний с историей, в которых по каким-либо причинам текущие финансовые показатели в недостаточной мере отражают затраты времени и средств на производство продукта.
- Дисконтированный денежный поток. Рекомендуется использовать более высокие ставки дисконтирования по сравнению с обычными, чтобы нивелировать неточность перспективных данных. а прогнозы строить на срок до 3 лет.
Существуют ещё два метода, заслуживающих внимания.
1. Для определения базового минимума стоимости компании применим метод внутренних операций. Он основан на цене компании (или её доли) на базе последних внутренних операций с ними (продажи инвестору, выкуп долей компанией, использование опционов). В самом деле, почему основатель должен продавать компанию по цене более низкой, чем та, по которой он только что продал её долю?
2. Ликвидационная/остаточная стоимость. Этот метод может быть полезен, если IT-компания имеет высококачественные, запатентованные программные продукты и алгоритмы, обширную клиентскую или дилерскую базу, известную торговую марку и все эти элементы могут быть проданы по отдельности. Или, если компания обладает правом неоднократной перепродажи имеющихся у неё прав пользователям, дилерам, производителям оборудования и т.п. В обоих случаях стоимость остальной, «капитальной» базы компании, не включающей эти активы, будет невелика.
Не все методы применимы к любой компании. Результаты оценки вполне могут оказаться субъективными. Поэтому при выборе метода оценки надо быть готовым к трудностям. Выбор и применение методов оценки – лишь один элемент головоломки, которой может оказаться оценка IT-компаний, и даже после того, как будет сделано всё необходимое и высказаны все соображения, существенное влияние на результаты могут оказать субъективные факторы.
Не стоит забывать, что во многих ситуациях структурирование сделки важнее, чем цена. В каждом из вариантов (слияние, объединение интересов, продажа активов, лицензионных соглашений и т. п.) есть свои доводы «за» и «против», и выбор зависит от конкретной ситуации на рынке, объёма выручки IT-компании, степени её зрелости и рентабельности.
Структура сделки также зависит и от тог, кто является покупателем. Как показывает опыт, покупатель соглашается на более высокую цену продажи, если ему предоставляется возможность совместно с продавцом разработать структуру сделки.
Советы по оценке IT-бизнеса
И под конец, 9 советов, которые помогут правильно подойти к оценке IT-бизнеса:
- Чем больше будет выявлено факторов, повышающих стоимость оцениваемой компании, тем выше будет и показатель стоимости
- Данные баланса компании обычно не играют большой роли, предпочтительнее применение инновационных методов оценки
- Из имеющихся в распоряжении оценщика методов лучше выбирать те, которые наиболее подходят к конкретной ситуации
- Выбор мультипликатора следует производить на основе данных о сопоставимых сделках
- Если удалось найти аналогичную компанию открытого типа, следует применить скидку на ликвидность, как минимум 25%
- Необходимо использовать только тщательно продуманные и обоснованные прогнозы на 3 года
- При использовании нескольких методов обязательно вычислять средневзвешенное значение
- IT-компания стоит ровно столько, сколько за неё готов заплатить стратегический покупатель
- Структура сделки имеет ещё большее значение для успеха сделки, чем оценка.
Для примера, в США хорошей вероятной ценой продажи софтверной компании является диапазон $50-100 млн. В России такой сценарий менее вероятен, и хорошими примерами успешных продаж могут считаться сделки компаний с Mail.ru Group: 1,6 млрд рублей, заплаченные за Skillbox ($40 млн за всю компанию) или 2,5 млрд рублей ($30 млн) — за три компании сразу: платформу видеорекламы Native Roll, платформу поиска работы Worki и рекомендательную платформу Relap.
Автор: Алексей Москвич, бизнес-брокер, практикующий эксперт по купле-продаже бизнеса
© Инвестиционный отдел Регион-Инвест
Если Вы хотите продать свой бизнес, разместить информацию о нем на сайте и обсудить возможности сотрудничества, свяжитесь с нами в разделе Обратная связь.