Венчурные проектыЭксперты инвестиций

Из грязи в князи, или как стартап из Казани завоевал рынок аренды авто, яхт и техники в 15 странах, показав рост более 300%.

Венчурные инвестиции

Только в начале 2000-х годов российская индустрия проката автомобилей начала демонстрировать значительный рост и развитие. Большинство арендных компаний сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, а также на черноморских курортах Крыма и Сочи, где расположено более 80 процентов арендных компаний.

Немного об истории проката автомобилей в России.

В то время как в Соединенных Штатах аренда транспортного средства без водителя впервые появилась в середине 1940-х годов, в то же время в Советском Союзе существовала только служба такси. Компании по прокату автомобилей начали появляться в нашей стране несколько лет спустя, но этот бизнес не прижился в Советском Союзе. Воспользовавшись нехваткой запасных частей, предприимчивые люди пожертвовали свои арендованные транспортные средства в качестве «доноров». Несколько основных компонентов были удалены из них, а старые компоненты были установлены на их места.

В «постперестроечный» период, в 1990-е годы, в России были созданы филиалы крупных транснациональных корпораций (таких как «Герц» и «Авис»), в то время как в ответ возникли крошечные местные предприятия. Однако финансовый кризис 1998 года заставил их закрыть свои двери. В течение следующих нескольких лет прокат автомобилей в России был ограничен только высококлассными клиентами. Однако спрос на аренду транспортных средств в России растет с каждым днем.

Кто и для чего берет технику в аренду?

В России, согласно данным, корпоративные клиенты составляют подавляющее большинство клиентов в сфере проката автомобилей. Среди них аренда транспортных средств для работников или деловых партнеров, аренда транспорта (например, услуги доставки) и аренда автомобилей для личного или коммерческого использования. Некоторые компании по прокату автомобилей специализируются на предоставлении транспортных средств тем, кто работает таксистами.

Частные клиенты арендуют автомобиль в основном для празднования особого события, такого как свадьба или день рождения, для романтического свидания или для поездки на экскурсию с друзьями в сельскую местность. За последние несколько лет все большее число людей арендовали транспортное средство на выходные или во время отпуска. Отчасти это стало возможным благодаря росту «выездного» туризма. Многие люди, которые были за границей и пользовались услугами проката автомобилей там, теперь готовы арендовать автомобили на местных курортах после своего опыта. Интересно отметить, что доля иностранных туристов, арендующих транспортные средства в России, очень мала.

Когда у человека ломается собственный автомобиль или он попадает в аварию, прокат автомобилей становится очень популярным. Многие автомобилисты, кроме того, арендуют автомобиль перед покупкой совершенно нового транспортного средства. Посмотрев на конкретную марку и модель автомобиля, они отправляются на «личный» тест-драйв, чтобы посмотреть, как он работает. Без менеджера автосалона на соседнем сиденье вы можете протестировать автомобиль в реальных условиях и честно оценить его достоинства и недостатки.

Мы публикуем интервью с директором по развитию и совладельцем стартапа по аренде техники GetMeCar — Вячеславом Самойловым.

Корреспондент: Почему ваш стартап оказался столь востребованным?

Нет описания.

Вячеслав С.:  GetMeCar — агрегатор безопасной удалённой аренды всех видов транспорта и техники от проверенных собственников и локальных местных компаний.

Проблема мобильности в большой удаленности от дома возникает очень часто: автомобиль может потребоваться для совершения рабочих и бытовых поездок, сокращения временных затрат на дорогу. Так же и во время отдыха в отпуске. На многих популярных курортах авто напрокат — это практически единственный способ с комфортом осмотреть достопримечательности, исследовать новые локации.

Существует множество решений, как оставаться мобильным — каршеринг (но во многих странах и регионах, он просто отсутствует как бизнес), международные агрегаторы проката и местные прокатные компании.

Корреспондент: Тогда в чем ваше преимущество?

Вячеслав С.: Преимуществ много, но одно очень важное для пользователей — знать, что в GetMeCar не любая компания или владелец могут быть допущены к личному кабинету. Мы пытаемся уйти от модели крупных досок объявлений, где 50% объявлений созданы мошенниками с единственной целью — выманить деньги у клиента (предоплата, доставка и т.д.). 

Каждый собственник техники, который хочет разместить предложение об аренде, проходит проверку и прикрепляет документы, соглашается с офертой, и после этого получает рекомендации по ценовой политике и по качеству предоставляемых услуг. 

Если компания заинтересована в стабильном потоке клиентов — она принимает наши условия, если же нет — то нам не по пути. 

Наше предложение по аренде всегда привлекает адекватной ценой (как правило это 5-10%, что ниже средней цены на рынке) и хорошим качеством услуг.

Корреспондент: Как вы этого достигли?

Вячеслав С.: В первую очередь, это создание рыночных условий в каталоге GetMeCar. В каждой стране или регионе мы сотрудничаем с несколькими компаниями и частными владельцами. Если одна компания начинает демпинговать с целью увеличить количество заказов для своего прокатного парка, то другая компания, в момент когда у неё начинает простаивать техника, делает то же самое. В результате мы получаем адекватные цены. 

Крупные международные агрегаторы сотрудничают с крупными прокатными компаниями с большим штатом, зарплаты сотрудников заложены в цену проката и куча дополнительных плат — в итоге ценовое предложение завышено.

Корреспондент: Как зарабатывает агрегатор GetMeCar?

Вячеслав С.: Наш заработок — комиссия, которая оплачивается на сайте при бронировании техники и она неизменна – это 10%. Она же является авансовым платежом.

Корреспондент: Кто платит комиссию? Арендатор или владелец?

Вячеслав С.: Комиссию оплачивает арендодатель. Нами реализована простая и удобная система бронирования и оплаты (pay on arrival). Арендатор оплачивает 10% аванса на сайте, остальную сумму — владельцу при получении техники.

Корреспондент: Чем удобна такая система оплаты?

Вячеслав С.: Арендатор не платит всю стоимость проката до момента получения авто, а в случае отмены бронирования аванс просто возвращается.

Корреспондент: Как много клиентов у Вас сейчас?

Вячеслав С.: Сейчас лето — время отдыха и отпусков. Из-за пандемии много курортов не принимают отдыхающих, и мы это поняли в начале сезона. Достигли договоренностей с прокатными компаниями в самых популярных направлениях отдыха у россиян, таких как Турция, Кипр, Греция, Грузия , Болгария, ОАЭ, Черногория и т.д.

Корреспондент: Вы сдаёте в аренду только автомобили?

Вячеслав С.: Наша модель — это букинг всех видов транспорта: яхты, вертолёты, теплоходы, мотоциклы , трансферы, бизнес-аутсорсинг для юрлиц. Мы планируем сделать агрегатор GetMeCar палочкой-выручалочкой при удаленном бронировании. 

Проблема многих крупных агрегаторов — отсутствие поддержки и сопровождение сделок проката на всех этапах до передачи автомобиля арендатору.

Мы программно сумели сделать каждую аренду максимально прозрачной и контролируемой всеми сторонами (арендатором, владельцем и нами). Поэтому пока не имеем негативных ситуаций.

Корреспондент: Какие направления популярны в 2021 году у Россиян?

Вячеслав С.: Россияне, как и все наверное люди, любят проводить отпуск возле воды — это может быть море, озеро, или речка. Спрос в этом году сильно повышенный, и, даже имея партнерский парк из почти 5000 тысяч разного транспорта и техники, не всегда бывает возможность предоставить выбранный автомобиль или яхту немедленно.

Пандемия и отсутствие нормального отдыха из-за локдаунов, создали большой спрос как в России, так и на популярных направлениях за рубежом — Турция, Кипр, Греция, Болгария, Черногория. В некоторых странах ограничения действуют до сих пор.

Корреспондент: Сколько денег Россияне готовы тратить на дополнительные развлечения?

Вячеслав С.: Смотря, что можно считать дополнительным развлечением. Аренда и прокат авто — это, как показала практика, не дополнительный расход, а экономия! Любая экскурсия у местных агентств или покупка тура в гостинице обойдутся как правило дороже на 50%, нежели самостоятельная поездка на арендованном автомобиле, если это конечно не премиальное авто или яхта.

Корреспондент: Получается агрегатор помогает экономить?

Вячеслав С.: Где-то экономит, а где-то просто упрощает аренду удалённо, и делает ее более безопасной. Можно найти объявления на досках, и даже дешевле, но это — экстрим. Существует вероятность успешно получить прокатное транспортное средство, но велик риск наткнуться на выключенный телефон после оплаты. 

Существуют мошеннические форумы, где профессионально занимаются созданием таких объявлений для популярных ресурсов, работающих по p2p (от персоны к персоне), модели.

Мошенников всегда привлекали вокзалы и транспорт, так было и сто лет назад, и сейчас, только в цифровом мире. Немало неприятных инцидентов и у шеринговых моделей, хотя все борются с этим явлением. Но, это будет всегда и наша миссия — сделать сделки удаленного бронирования техники максимально безопасными и комфортными.

Мы уже сделали много необходимого функционала, позволяющего контролировать сделку до получения арендатором выбранной техники. Конечно бывают накладки, когда перед сессией аренды выбранная техника попадает в ДТП или ломается. Как правило, наши партнёры стараются предоставить аналогичные авто, или даже классом выше. Пока претензий не было ни от арендаторов, ни от владельцев.

Есть ещё один инструмент — это отзывы и оценки от участников сделки. Думаем над тем, как эффективно простимулировать клиентов оставлять отзывы чаще. Мнение самих участников сделки поможет новым пользователям видеть, как ведет себя арендатор и владелец, и принимать решение о бронировании или об отказе. Пытаемся сделать прогрессивную шкалу оценки и систему поощрений, продумываем бонусные программы для пользователей с высокими рейтингами.

Много технических заданий в работе. По планам, после их реализации, сервис превратится в безопасную доску бронирования с простым crm для каждого участника. Сейчас уже реализован документооборот для b2b клиентов. Возможность оплачивать аренду со счёта и пополнение баланса в личном кабинете. Это удобно для компаний, где отсутствуют логисты, агрегатор берет эту функцию на себя в онлайне.

Ещё одно большое отличие от множества других моделей – возможность предоставлять не просто прокат, но и оказывать любые сопутствующие услуги (водитель, гид, фотограф и тд.). Создание объявлений владельцем с описанием допуслуг автоматически подключается к внутренней системе расчетов и, как на калькуляторе, арендатор выбирает только нужные услуги для него.

Автоматизация процессов сдачи в аренду очень популярна, и есть множество crm, которые автоматизируют процесс удаленного мониторинга и считают доходность, но не привлекают самих клиентов.

GetMeCar — это набор минимального пакета самого необходимого для контроля процесса бронирования и учёта каждой сессии аренды для владельцев транспорта.

Корреспондент: Владелец техники может без собственного сайта демонстрировать свой прокатный парк?

Вячеслав С.: Да, личный кабинет — это полноценный сайт с системой управления. Владелец может самостоятельно устанавливать и менять цены, делать сезонными и динамическими, менять локацию, правила и т.д.; при этом не отвлекать ресурсы на маркетинг, а погрузиться в работу по сдаче техники в прокат, и повышать качество предоставляемых услуг.

Мы постоянно проводим Customer Development (Custdev), у нас постоянная обратная связь с пользователями. Мы знаем все проблемные места при аренде транспорта. Технически нет возможности реализовать все быстро, поэтому внедряем новые функции, улучшения по приоритету.

Корреспондент: Как растёт рынок совместного использования транспорта, и какие можете дать прогнозы?

Вячеслав С.: Рынок растёт заметно быстро, и будет расти, но прогнозировать сложно. Как показали события, связанные с коронавирусом, никто и ничего не будет арендовать, если нельзя из дома выходить.

Многие крупные игроки стали тестировать модель длительной аренды или подписки, мы в настоящее время наблюдаем за этой тенденцией.

Но перспектив все-таки больше у сегмента краткосрочного проката авто. Если ежедневной необходимости в определенном виде транспорта нет, то лучше воспользоваться краткосрочной арендой. 

Решений и инструментов, как сдать в аренду технику будет все больше и больше, но в приоритете у пользователей безопасность — никто не хочет терять деньги.

Корреспондент: Какой у вас план дальнейшего развития?

Вячеслав С.: Думаем увеличить географию покрытия до 30 стран в течение года, чтобы снизить сезонную зависимость. Если где-то зима, не сезон, и спрос падает, переключаться на страны, где спрос высокий.

Корреспондент: От чего зависит развитие?

Вячеслав С.: Факторов множество: технических, финансовых, кадровых.

Корреспондент: Насколько живая Ваша модель?

Вячеслав С.: Если не будет форс-мажорных обстоятельств, проект будет развиваться. Но медленнее, чем хотелось бы, если не будет инвестиций.

Корреспондент: Какова потребность в подобном маркетплейсе?

Вячеслав С.: В зарубежных странах очень высока, там нет серьезных агрегаторов, работающих по модели b2c, b2b и p2p. В России есть доски объявлений, которые выполняют ряд наших функций, но у них, как я говорил, хромает безопасность сделки.

Мы амбициозны, понимаем рынок проката и аренды, знаем, какие проблемы есть у участников рынка, и пытаемся их решить программно, чтобы сделать прокат удобным и безопасным. 

Мы решаем вопрос мобильности в мобильном телефоне. Куда бы человек не поехал по работе или на отдых, наша задача сделать так, чтобы он мог спокойно арендовать удаленно любую технику по хорошим ценам, напрямую от собственников, просто открыв приложение. Если мы выполним эти условия, то все будет ок.

А мобильность в нашем мире будет всегда в цене.

Приглашаем к сотрудничеству инвестиционные фонды и частных инвесторов к долевому участию в нашем проекте. Презентацию предоставим по запросу.

Вы можете обратиться непосредственно в компанию GetMeCar либо через раздел Обратной связи

Кнопка «Наверх»